Однажды зимней ночью мастер остановился в одном буддистском храме. Священник, который знал о том, что перед ним великий мастер, разрешил ему переночевать в храме. Но посреди ночи священник проснулся. Он увидел сильный огонь. Он заглянул в храм... его комната примыкала к храму. Мастер, которому он разрешил остаться в храме, радостно жег прекрасную статую, деревянную статую Гаутамы Будды.
Священник просто голову потерял.
- Ты совсем спятил? - закричал он. - Ты сжег статую Гаутамы Будды!
Мастер взял посох и начал искать что-то в пепле сожженной статуи.
- Что ты ищешь? - спросил священник.
- Я ищу кости, - ответил мастер.
Даже священник рассмеялся от таких слов, несмотря на то, что он сердился, ведь мастер сжег его самую красивую статую.
- Ты и в самом деле сумасшедший, - заметил священник. - Как могут быть кости у деревянной статуи?
- Именно это я и показываю тебе, - сказал мастер. - Если в этой статуе нет костей, значит, это не статуя Будды. Это не Будда, а дерево, которому придали определенную форму. Не обманывайся. Ночь долгая и очень холодная, а я устал от долгого путешествия. Если ты можешь помочь мне... у тебя есть еще три статуи. Для поклонения достаточно одной статуи, а две статуи ты можешь отдать мне. Ночь, в самом деле, очень холодная. В конце концов, я живой будда. Для живого будды совершенно правильно жечь деревянного будду, чтобы чуть-чуть погреться. В вашем храме слишком холодно.
Священник испугался, решив, что мастер опасен, и подумал: «Если я отправлюсь спать, он сожжет все мои статуи». Посреди ночи он выбросил мастера из храма. Мастер говорил ему:
- Ты поступаешь неправильно. Послушай, ты раскаешься в этом. Ты выбрасываешь живого будду во тьму ночи, в холодную зимнюю ночь. Ты защищаешь деревянных будд. Ты сошел с ума?
- Я не хочу обсуждать с тобой это, - ответил священник. - Я-то знаю, кто из нас сумасшедший. Убирайся.
Утром священник открыл дверь, чтобы посмотреть, что произошло с мастером. Тот сидел у дороги. Он собрал несколько полевых цветов и украсил ими придорожный камень. Он поклонялся камню, молясь: «Буддам шаранам, гаччами. Сангхам шаранам гаччами. Дхаммам шаранам гаччами».
Священник глазам своим не верил. «Он и в самом деле сумасшедший. Ночью он сжег дорогого будду, сделанного из сандалового дерева, а теперь этот безумец поклоняется придорожному камню словно будде».
Священник подошел к мастеру и спросил его:
- Что ты делаешь?
- Я читаю утреннюю молитву, - объяснил мастер.
- Ты чудак, - сказал священник. - Ночью ты уничтожил моего будду, а теперь ты поклоняешься придорожному камню.
- Ты не понимаешь, - ответил мастер. - Мы выдумываем зрительные образы. Если перед тобой что-то в форме будды, ты считаешь это буддой. Ты воплощаешь будду в деревянную статую, и она становится буддой. Все это игра ума. Я не верю в молитвы. Я просто ждал тебя, поклоняясь придорожному камню, чтобы показать тебе, что ты поклоняешься не тому, чему бы ты ни поклонялся, потому что ты будда. Будда - это тот, кто поклоняется, а не тот, кому поклоняются. Могу я прийти в храм сегодня вечером?
- Нет, - сказал священник. - Может быть, ты прав, а я не прав, но я не могу следовать твоему великому пониманию, поскольку оно опасно. Будет хорошо, если ты уйдешь отсюда и будешь чудить в другом храме. Я бедный священник. Ты уже уничтожил одного их моих прекрасных будд. И я не могу пустить тебя в храм, несмотря на то, что ты убедил меня. Я не могу пустить тебя в храм.
- Это не важно, - заметил мастер. - Но я осознал, что ты понял меня правильно, и когда-нибудь ты станешь искать меня. Я вижу в твоих глазах свет понимания, луч понимания. Не пускай меня в храм... я уже в тебе.
Через два года этот священник пришел к мастеру, чтобы извиниться перед ним. Он принес оставшиеся три статуи со словами:
- Ты можешь сжечь их, когда тебе это будет нужно. Я все понял. С той ночи я не мог даже на миг забыть тебя, твою красоту, благодать, покой, безмолвие и твое великое усилие, чтобы заставить меня понять, что я совершал глупые поступки. Я плохо отнесся к тебе. Я выбросил тебя в темную, холодную ночь. И все же ты ждал меня на следующее утро, чтобы дать мне еще одну возможность понять. Я был так глуп, что упустил и эту возможность. Но мне хватило двух лет. Ты не давал мне покоя. И вот я пришел, прекрасно зная о том, что будда во мне. Его нет в статуях храмов. Нет разницы между храмовыми статуями и придорожными камнями.